Ищем партнеров! Вы получаете: поток клиентов, автоматизацию процессов от стола заказов до розничной сети, платежи online и доставку заказов по РФ!
Бесплатный интернет магазин: автозапчастей с каталогами + конфигурация «стол заказов». Объем прайсов до 500.000 строк. Персональный ЛЕНДИНГ - привлекайте клиентов из поиска и социальных сетей. Длительность использования и количество клиентов – не ограничены!
Умный ассортимент магазина запчастей
Умный ассортимент магазина запчастей.
Руководство розничного магазина планирует создать склад запчастей и инвестировать в проект 5 млн. руб. Ассортимент формирует опытный менеджер отдела заказов. Сотрудник находит в открытых источниках данные автопарка, накладывает их на статистику продаж, компания производит закупку. Большинство товаров зависает без движения. Знакомая история?
Статья опубликована в журнале АвтоКомпоненты № 3-2017, стр. 120-122
Классический подход к построению ассортимента выглядит так: анализ автопарка => выбор поставщиков => выбор товарных категорий => выбор брендов => присвоение артикулам min -max остатков => анализ продаж, корректировка ассортимента
Ассортимент, построенный по такой схеме, имеет ряд недостатков:
· Ассортимент жестко привязан к начальному выбору поставщиков и брендов. А этот выбор часто опирается на субъективные предпочтения менеджера.
· Анализ автопарка производится только на первом шаге формирования ассортимента. Для корректировки min-max остатков используется только статистика продаж. Т.е., ассортимент не учитывает изменения рынка.
· Высокие трудозатраты на обновление ассортиментной матрицы.
В статье «5 фатальных ошибок B2C» (журнал АК № 12) мы уже рассказывали о том, что активный ассортимент запчастей в сегменте иномарка составляет 260.000 наименований. Как из этого многообразия выбрать актуальные позиции?
ВИН-КОД.РФ формулирует следующие критерии «умного ассортимента»:
- Ассортимент связан с автопарком клиентов магазина.
- При каждой
закупке происходит автоматический пересчет ассортимента.
- Отсутствует
монополия брендов и поставщиков.
Модель ассортиментной матрицы.
Представьте ассортиментную матрицу в виде склада
запчастей. На этом воображаемом складе размещены все доступные предложения
поставщиков. Для каждой модели автомобиля – выделен отдельный стеллаж. Каждый
пролет стеллажа - одно наименование запчастей (один оригинальный номер). Запчасти
разных брендов размещены на разных полках. На одной полке могут лежать одинаковые
запчасти от разных поставщиков. Каждая коробка снабжена электронной табличкой с
указанием цены и условий поставки (рис. 1).
Сервер склада получает информацию об автопарке клиентов из внешней базы данных. Сервер управляет системой освещения склада - полки с ликвидными товарами подсвечиваются.
Чтобы пополнить ассортимент, менеджер просто обходит подсвеченные полки, и выбирает позиции с наилучшими условиями поставки.
Умный ассортимент отличается от классического в следующих деталях:
· Классический ассортимент фиксирует товар (артикул + бренд), которые и будет заказан у поставщика. Умный ассортимент фиксирует оригинальные номер. Товар вычисляется по кроссам в момент заказа с учетом актуальных предложений поставщиков.
· Умный ассортимент следит за изменениями автопарка.
·
Классический ассортимент - это таблица. Таблицу
составляет менеджер и загружает ее в учетную систему магазина. Умный
ассортимент – это программный процесс внутри системы, который работает с
данными в реальном времени.
От теории к практике.
Для применения модели умного ассортимента в реальных закупках необходимо:
1. Определить автопарк клиентов магазина.
2. Определить ликвидные позиции.
3. Сформулировать ограничения: бюджет, условия поставки, ценовой сегмент.
Менеджер из примера в начале статьи находит данные автопарка «в открытых источниках». Ценность подобных данных заключается в том, что они бесплатные. Однако, на их основе можно построить разве что ассортимент расходников, и то – в ручном режиме.
Для создания умного ассортимента необходимы параметризированные данные автомобилей. Их можно получить, например, из вашей CRM или базы данных интернет магазина.
Программный алгоритм ВИН-КОД.РФ опрашивает базу интернет магазина и последовательно получает VIN клиентов. Далее, алгоритм обращается к электронному каталогу и по списку товаров получает оригинальные номера запчастей. Через кроссы в прайсах поставщиков производится поиск доступных аналогов.
В результате, получаем трехмерную матрицу артикулов, которые разложены по ячейкам:
· «X» - модель автомобиля: Ford Focus II, VW Passat, Nissan Primera, Chevrolet Aveo, Hyundai Accent IV
· «Y» - наименование товара: фильтр масляный, тормозные колодки передние, комплект сцепления, бензонасос, амортизатор передний правый.
· «Z» - бренд производителя автозапчастей: BOSCH, FILTRON, NIPPARTS, TRW, FEBEST, LEMFOERDER
Полученная матрица напрямую связана с автопарком клиентов и пересчитывается по мере его изменения.
Этапы закупок.
Предположим, что у магазина отсутствует данные по автопарку клиентов.
Тогда, для первых закупок мы используем автопарк клиентов ВИН-КОД.РФ по городу партнера
(рис. 2). По мере накопления статистики, алгоритм закупок начинает использовать
уже реальный автопарк конкретного магазина.
Ликвидность позиций и брендов для выбранного автопарка рассчитывается аналогично. На первом этапе алгоритм закупок ВИН-КОД.РФ использует федеральную статистику продаж. Далее, статистику конкретного магазина.
Закупка товарных групп в наличие так же производится этапами. Сначала происходит закупка расходников. Накапливается статистика по фактическому автопарку магазина. После чего, производится закупка основного ассортимента.
Статистика группы «амортизаторы».
Распределение брендов по группе «амортизаторы» в продажах ВИН-КОД.РФ приведено на рис. 3
Как видим, статистика конкретного магазина отличается от средней по рынку. Именно поэтому при формировании ассортимента не стоит опираться на внешние данные. Надо копить и анализировать собственные.
Однако, общие выводы из приведенных диаграмм сделать все же можно:
· Значимую долю на вторичном рынке занимают 30 брендов амортизаторов. Чтобы не распылять объемы у поставщиков, небольшой магазин должен ограничить брендовую линейку. Крупный магазин напротив может существенно снизить стоимость закупок, отказавшись от монополии брендов.
· Традиционные бренды KYB, SACHS, BILSTEIN, MONROE за последние три года отдали большую часть рынка новичкам. Набирают популярность бюджетные азиатские марки BORT, KORTEX, FEBEST. Все чаще в статистике начали появляться private label дистрибьюторов автозапчастей: STELLOX, PATRON, LYNXAUTO.
· Если в автопарке магазина большую долю занимают корейцы, вам не обойтись без нишевых брендов MANDO и PARTS-MALL.
Чек – лист.
Чек лист ВИН-КОД.РФ для формирования умного ассортимента:
1. Собираем статистику автопарка и ликвидности запчастей. Наилучший источник данных - база интернет-магазина и CRM
2. На уровне программы связываем базу автомобилей, электронные каталоги и прайс листы поставщиков
3. Определяем бюджет складского запаса
4. Ограничиваем список авто и товаров, используя статистику ликвидности => получаем оригинальные номера
5. Производим поиск аналогов в прайсах поставщиков => ищем минимальную цену аналога с учетом качества => формируем предварительный заказ.
6. Сумма предварительного заказа соответствует бюджету?
a. НЕТ => возвращаемся на ШАГ 3
b. ДА => Размещаем ЗАКАЗ!
7. Накапливаем данные, автоматизируем этапы процесса, строим умный ассортимент!
Автор: Сарумян_MIT Размещена: 2017-03-03 21:31:25 Раздел: Обсуждение автобизнеса |
К списку статей